Фестиваль авторской песни «Астана 2009» («Аргументы и факты Казахстан»)
Фестиваль авторской песни «Астана 2009»
В прошлые выходные в окрестностях Астаны отшумел ровесник нашей столицы – одиннадцатый фестиваль авторской песни «Астана». Под стать своей тёзке бардовский форум отличался пафосным оформлением и довольно впечатляющей творческой частью.
«Астана» – единственный в стране бардовский конкурс, для проведения которого устанавливаются целые аллеи фонарей, иллюминация и огромное количество флагштоков. И это не только особый знак внимания городского акимата. Круглосуточное освещение и обилие полицейских позволяют заметно сократить число правонарушений. Так что, если вы забыли на этот фестиваль взять с собой фонарик, это вам сильно не помешает. Несмотря на помпезное оформление фестиваль отличался особой домашней атмосферой, чему способствовали детские конкурсы, выступление кукольного театра из Усть-Каменогорска и душевные песни.
«Астану» поддерживал не только акимат, партия «Нур-Отан», но и представители бизнеса. Среди спонсоров фестиваля торговая марка Green Way, которая, кстати, поддержала и поездку алматинских журналистов на этот фестиваль. В числе гостей были громкие имена Владимир Туриянский, Раиса Нур, Женис Искаков, дуэт «Северный ветер». Главным сюрпризом стал приезд известного знатока серии игр «Что? Где? Когда?» и барда Виктора Байрака. В связи с его увлечением рыбалкой он просыпался в 5 часа утра. Но уже в 8 часов утра он менял леску на нейлоновые струны и забрасывал в палаточный городок свои удивительно ироничные и хлёсткие песни.
Жизнь фестивальных завсегдатаев имеет свои особенности. Как пошутил подсевший к нашему костру Женис Искаков, семью он видит только на фестивалях. Зато благодаря его участию на фестивале звучит не только бардовская классика и авторские песни в профессиональном исполнении, но и раздольные казахские мотивы. Женис как опытный акын успевал отпускать ироничные комментарии и даже подыгрывать незнакомым бардам на шейкере. Одним из самых трогательных выступлений стало исполнение Искаковым песен недавно ушедшего от нас автора Леонида Маракова, основателя бард-клуба в Темиртау.
«Чайхана» в эфире
Юмористический концерт «Чайхана» неожиданно прошёл в жанре радиопередачи, ведущим которой выступил диджей Виктор Байрак, на ходу придумывающий эпиграммы на всех участников. Одним из самых смешных номеров стала «Круглая песня», посвященная всему круглому на земле, в исполнении карагандинцев. Во время выступления они неожиданно вытянули на сцену не лишённого очаровательной полноты одного из главных организаторов фестиваля Максата Сарсенбекова. Максат дополнил этот номер ковбойской карагандинской песней. В целом астанинская и карагандинская школы, которые постоянно находятся в состоянии взаимодополнения, выглядели на фестивале очень достойно. Южная столица отличилась развитием семейных традиций, одним из воплощений которых стал квартет Сергея, Карины, Марии и Тимофея Талановых, выступающий вместе с Николаем Глушковым.
Настроение «Астаны» во многом создавала ведущая и художественный руководитель фестиваля Гульзада Жаркимбаева, которая прокомментировала нам итоги: «Хотелось бы больше участников, в этом году их было около пятидесяти. Число авторов увеличилось, в основном они из Астаны и Алматы, а число исполнителей уменьшилось. Лауреатом среди авторов стал Артём Терёхин из Астаны. Обрадовали в этом году ансамбли – лауреатами стали ансамбль семьи Талановых вместе с Николаем Глушковым и клуб «Пятница» из Караганды, оригинально выступил ансамбль «Diana Style» из Усть-Каменогрска, который использовал довольно редкий инструмент – акустический бас. Меня обрадовало возвращение Рената Минхаирова из Сарани, он выступал в дуэте со скрипачкой Нургуль Ормановой (она стала дипломантом в номинации «Исполнитель»). Вообще Сарань очень бардовский город, оттуда вышел Николай Старченков и Сергей Аксёнов, который был гостем этого фестиваля. Среди исполнителей, на мой взгляд, отлично выступил Максим Воробьёв из Астаны, также ставший дипломантом».
Порты воды не боятся
Когда Сергей Аксёнов, ныне живущей в Иваново, вышел на сцену, один из зрителей иронично спросил: «А что, в Иваново есть мужики?» Но уже после первой песни Сергея он в этом не сомневался. Экспрессивная брутальная манера Аксёнова могла бы украсить и фестиваль «Нашествие». Наша газета вошла в состав журналистского жюри, которая отметила призом Надежды двоих молодых участников – Наталью Чепарскую из Карагады и астанчанина Артёма Терёхина. Из недостатков следует отметить слабую культуру представления песен – не всегда упоминались авторы произведений. Кроме этого главная сцена была не защищена крышей в отличии от трибуны для почётных гостей.
В заключительный день фестиваль залило дождём, но главная часть программы была уже реализована. Кстати, одним из самых запоминающихся выступлений было представление Астаны – «На причале», вобравшее в себя морские бардовские песни. Во время него Гульзада Жаркимбаева заявила, что Астана – это самый портовый город. А портовые города воды не боятся. Несмотря на то, что заявление о портовой Астане звучит пародоксально, тем не менее, по реке от Астаны можно доплыть до океана. Как бы то ни было, гости фестиваля из почти всех городов Казахстана, Новосибирска, Иваново, Москвы, а также из Германии и США подтверждают морской статус бардовской Астаны. А уже в ближайшие выходные эстафетную палочку степного порта подхватит самый высокогорный бард-фестиваль «Чимбулак», который пройдёт с 31 июля по 2 августа в горной части Алматы, на склоне Талгарского перевала.
Отто ВАЙСКОПФ
«Аргументы и факты Казахстан»