Записки путешественницы. Часть 1. Древний некрополь и подземная мечеть Караман-ата.
Мангистау
Предисловие
Пожалуй, начну свой рассказ с того, что родилась и живу я в Караганде - городе посреди степи, в центральном Казахстане, с довольно суровым климатом, где зима может длиться 5-6 месяцев, температура воздуха опускаться до -40° С, а лето у нас продолжается около 3-ёх месяцев и столбик термометра, в самые жаркие дни, может достигать 35°С (без учёта аномальных температур).
Бескрайние наши степи бесспорно прекрасны и удивительно красивы, особенно в весеннее время, когда трава сочно-зелёного цвета, цветут цветы и кустарники, много птиц и животных. Однако душе человеческой свойственно желать перемен. И, когда карагандинцам хочется гор, лесов, или озёр, они отправляются в ближайшие "оазисы": Каркаралинск, Корнеевку, Баянаул, Балхаш... Есть и другие живописные локации, но перечисленные - пользуются наибольшей популярностью. Я неоднократно бывала и в тех, и в других местах, очень люблю их и благодарна / Вселенной / Природе / Богу / за их существование и возможность созерцать эту красоту. Но сущность человеческая такова, что чем больше имеешь, тем больше хочется. И когда ты "утолил жажду" красоты уже привычными видами, хочется чего-то более экзотичного.. и тут приходит мысль: "Как на счёт пустыни или моря?", а разглядывая Казахстан через Google maps, понимаешь, что можно ведь и без "или". Постепенно твоим разумом начинают завладевать думы о дальнем, загадочном Мангистау.
Признаюсь честно, я свою мысль, переросшую в мечту, вынашивала около пяти лет. В самом начале знала о том крае только то, что там нефть, забастовки, Каспий, Бозжира и какая-то гора, которая красуется на нашей купюре в 1000 тенге. Периодические публикации на страничке GreenWay в Instagram о красотах западного Казахстана "подливали масло в огонь".. То про Долину шаров напишут, то про Ажурный каньон, то про подземные мечети. Любопытство росло и подогревалось. А когда, на Новый год, с друзьями решили загадать желание о совместном путешествии, выбор пал на Мангистау. Тогда же, в январе, и были куплены билеты на самолёт на начало мая, и в голове начался обратный отсчёт.
Опустим подробности о планировании маршрутов, переписках с гидами, бронировании жилья и прочих мелочах.
4-го мая, в полдень, в аэропорту города Актау нас встречал Вячеслав на серьёзном, чёрном внедорожнике, и один только вид их обоих, сулил нам НЕЗАБЫВАЕМОЕ БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ!
Уже по дороге из аэропорта начались интересности.
Сразу скажу, подборка музыки у нашего водителя-гида просто безупречная. О том на сколько это важно я поняла позже (вы же учтите заранее). Ведь попадись нам водитель с плохим музыкальным вкусом, многочасовые поездки могли превратиться в страшную пытку.
Только представьте: едете все такие воодушевлённые, созерцаете в окно пейзажи цветущей майской пустыни, верблюды пасутся, ветровики возвышаются, сотни нефтяных скважин качают чёрное золото... а вам тут какой-нибудь "Владимирский централ" или "Белые розы" в уши льются. Так не пойдёт! Тут нужна красивая эпичная фоновая музыка, которая не нарушит душевного настроя, а наоборот усилит ваши впечатления.
Трек-лист Вячеслава состоял именно из таких композиций и как же это круто!
Караман-ата
Первой локацией, куда мы направились стал древний некрополь и подземная мечеть Караман-ата - один из наиболее ранних погребально-культовых комплексов на полуострове Мангышлак (ХII-ХIХ вв.). Назван в честь легендарного казахского суфия Караман-ата. Входит в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения.
Когда съезжаете с основной трассы на грунтовую дорогу, взору открывается невероятная картина – словно дорога, устремлённая в небо, так выглядит путь через степь, с постепенным подъёмом.
День был будничным, небо облачным, время близилось к обеду. Повезло - других посетителей, кроме нас, на тот момент, на территории не оказалось. Один лишь приятный пожилой мужчина, приглядывающий за порядком.
Некрополь состоит из стел, датируемых средневековьем, каменных надгробий, множество саганатамов и мавзолеев (II половина XIX в. – начало XX в.), построенных мастерами из рода Адай (мастера Омир Караулы и Назар Омирулы).
Интересно, что на камнях надгробий высечены предметы, говорящие о том, кем при жизни был человек, о его роде деятельности. Мы встретили изображения гребёнки и ножниц, ковров, обуви, но больше всего было надгробий с саблями или кинжалами, что, вероятно, свидетельствует о принадлежности погребённых к воинам.
Здесь же, на одной территории с некрополем, находится сама подземная мечеть. Она вырублена в пологом склоне небольшого холма мергелистой породы, возможно, здесь строители использовали естественную пещеру.
Подземная мечеть состоит из трёх основных помещений. Это коридор, молитвенный зал и круглое помещение, в котором, по преданию находится склеп Караман ата. Входное помещение ведет к главной галерее, где происходят религиозные ритуалы, читают молитвы. С внутренней части крыши (с потолка) галереи для обеспечения прочности полочной толщи оставлены два мергелистых целика и три колонны. Из-за неглубокого заложения все помещения памятника имеют низкую высоту стен. С внешней стороны крыши вырублено два световых проема, круглой формы.
Взято на сайте https://mangystau.inmap.kz/
По преданиям, на могиле Караман-ата было принято давать очистительную клятву. Караман-ата вошел в историю мангистауских казахов как место «Клятвоприношение у Караман-ата». Клятва, данная в этом месте, считалась священной и нерушимой.
Сохранились сведения середины XIX века «Предания адаевцев о святых, живших и умерших на Мангышлаке». В этих преданиях говорится о том, что Караман ата - является сыном Есен ата и внуком Шопан ата. Он во всем был похож на деда, творил много чудес, построил мечеть в одном дне пути от могилы Шопан ата. По другой легенде, Караман ата и Есен ата были детьми Шопан-ата и был подземный переход, соединяющий две мечети этих святых, но со временем этот проход завалило.
В легенде, сохранившейся в народе, говорится, что когда-то жили два брата – Акман и Караман. Они славились большим авторитетом среди народа и считались святыми. Но однажды они поссорились с Ходжа Ахмедом Яссауи. После ссоры братья увели своих соплеменников на запад, т.е. на Мангистау. Это одна из легенд о Караман ата и о том, как поселились на Мангышлаке огузы. Также среди жителей Мангистау ходит много рассказов и легенд о силе и могуществе Караман ата. Там, где Караман ата впервые стал на ноги, где начал распространять знания, там сейчас расположен одноименный некрополь, на котором именем Караман ата дают очистительную клятву. Эта земля разрешала спорные вопросы между народами и родами, когда неразрешимые споры между ними грозили превратиться в кровопролитие. Именно здесь прекращались междоусобные войны, и все получали удовлетворение. Поднятые друг против друга боевые топоры (найза) опускались вниз, готовые ринуться в бой обнаженные, жаждущие крови мечи вкладывались в ножны. Потухал огонь наветов и сплетен, лица виновных темнели, а перед безвинными людьми открывалась широкая дорога жизни. Однако никто не гордился своей победой, и не хвастал своим успехом. Только перед величием великого Кудрета (Всемогущего) преклоняли головы. Поэтому, не каждый решался прийти на могилу святого (аулие) и просить у него справедливости. Когда всеми уважаемый аксакал в растерянности опускал голову, когда к словам наделенного неограниченной властью бия, никто не прислушивался, и слова были выброшены на ветер, только тогда решались люди прийти сюда.
Говорят, поспорили однажды между собой туркмены и адайцы. Чтобы не доводить дело до кровопролития и покончить спор миром, пришли они на могилу Караман ата. В то время у казахов было принято спорить на единственного сына кого-нибудь из известнейших людей. Выбор пал на Кошана, единственного сына известного батыра Кожа-Назара. Для разрешения спора привлекли Бекет ата. Бекет ата посадил 9-летнего Кошана на черную лошадь, воткнул шило в седло и изрек:
- О, Караман ата, если неправы мы, накажи нас, если не прав черный, накажи черного. Тогда лошадь упала замертво, а шило само отлетело на несколько метров. Когда малыш стал падать вместе с лошадью, Бекет ата успел его подхватить.
- Бекет, ты взял сторону своих едино-кровников, мы с тобой не согласны,- зароптали туркмены.
- Тогда завтра в это же время встретимся в святом месте Шекепар (Шейх-Кубира),- сказал Бекет ата и тут же превратился в белого лебедя и взлетел в небо. Пораженные происшедшим на их глазах чудом, туркмены признали свою неправоту, попросили у аулие прощения. Так гласит легенда.
В интернете много историй и легенд об этом месте. Оно является важным пунктом для посещения религиозных паломников, отправившихся в путь по святым местам западного Казахстана. Приезжают и люди, страдающие всевозможными недугами, в надежде получить исцеление, и родные, просящие о здоровье близких.
Нам рассказали о ритуале, который можно провести самостоятельно, обратившись мыслями к высшим силам с просьбой о здоровье для себя и родных, и мы сделали это. Об этом таинстве без подробностей.
Там же нам рассказали, что помимо прочего, Караман-ата был покровителем путников, паломников, путешественников, давал благословение на счастливый путь, удачную дорогу и мы дружно вознесли ему свои молитвы с просьбой о благополучном нашем путешествии.
Спойлер: молитвы были услышаны и приключение у нас вышло просто замечательное, без каких-либо инцидентов, поломок и форс мажоров.
Здесь, недалеко от мечети (в шаговой доступности) не так давно был построен гостевой дом, где созданы условия для отдыха уставших путников.
Мужчина смотритель пригласил нас на чай, угощал сладостями, баурсаками и вареньем, мы тоже поделились с ним своими вкусняшками.
После трапезы дедушка прочёл молитву и каждому вручил по намоленному платку, объяснив, что если / когда будет беспокоить недуг, можно повязать или приложить платок к больному месту.
Очень душевная получилась встреча.
Если честно, мне казалось, что это сам Караман-ата был с нами в тот момент.
Посетить это место, с невероятно мощной энергетикой, в первую очередь – было прекрасной мыслью!
А дальше путь держим в сторону Ажурного каньона Ыбыктысай.....
Предисловие
Пожалуй, начну свой рассказ с того, что родилась и живу я в Караганде - городе посреди степи, в центральном Казахстане, с довольно суровым климатом, где зима может длиться 5-6 месяцев, температура воздуха опускаться до -40° С, а лето у нас продолжается около 3-ёх месяцев и столбик термометра, в самые жаркие дни, может достигать 35°С (без учёта аномальных температур).
Бескрайние наши степи бесспорно прекрасны и удивительно красивы, особенно в весеннее время, когда трава сочно-зелёного цвета, цветут цветы и кустарники, много птиц и животных. Однако душе человеческой свойственно желать перемен. И, когда карагандинцам хочется гор, лесов, или озёр, они отправляются в ближайшие "оазисы": Каркаралинск, Корнеевку, Баянаул, Балхаш... Есть и другие живописные локации, но перечисленные - пользуются наибольшей популярностью. Я неоднократно бывала и в тех, и в других местах, очень люблю их и благодарна / Вселенной / Природе / Богу / за их существование и возможность созерцать эту красоту. Но сущность человеческая такова, что чем больше имеешь, тем больше хочется. И когда ты "утолил жажду" красоты уже привычными видами, хочется чего-то более экзотичного.. и тут приходит мысль: "Как на счёт пустыни или моря?", а разглядывая Казахстан через Google maps, понимаешь, что можно ведь и без "или". Постепенно твоим разумом начинают завладевать думы о дальнем, загадочном Мангистау.
Признаюсь честно, я свою мысль, переросшую в мечту, вынашивала около пяти лет. В самом начале знала о том крае только то, что там нефть, забастовки, Каспий, Бозжира и какая-то гора, которая красуется на нашей купюре в 1000 тенге. Периодические публикации на страничке GreenWay в Instagram о красотах западного Казахстана "подливали масло в огонь".. То про Долину шаров напишут, то про Ажурный каньон, то про подземные мечети. Любопытство росло и подогревалось. А когда, на Новый год, с друзьями решили загадать желание о совместном путешествии, выбор пал на Мангистау. Тогда же, в январе, и были куплены билеты на самолёт на начало мая, и в голове начался обратный отсчёт.
Опустим подробности о планировании маршрутов, переписках с гидами, бронировании жилья и прочих мелочах.
4-го мая, в полдень, в аэропорту города Актау нас встречал Вячеслав на серьёзном, чёрном внедорожнике, и один только вид их обоих, сулил нам НЕЗАБЫВАЕМОЕ БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ!
Уже по дороге из аэропорта начались интересности.
Сразу скажу, подборка музыки у нашего водителя-гида просто безупречная. О том на сколько это важно я поняла позже (вы же учтите заранее). Ведь попадись нам водитель с плохим музыкальным вкусом, многочасовые поездки могли превратиться в страшную пытку.
Только представьте: едете все такие воодушевлённые, созерцаете в окно пейзажи цветущей майской пустыни, верблюды пасутся, ветровики возвышаются, сотни нефтяных скважин качают чёрное золото... а вам тут какой-нибудь "Владимирский централ" или "Белые розы" в уши льются. Так не пойдёт! Тут нужна красивая эпичная фоновая музыка, которая не нарушит душевного настроя, а наоборот усилит ваши впечатления.
Трек-лист Вячеслава состоял именно из таких композиций и как же это круто!
Караман-ата
Первой локацией, куда мы направились стал древний некрополь и подземная мечеть Караман-ата - один из наиболее ранних погребально-культовых комплексов на полуострове Мангышлак (ХII-ХIХ вв.). Назван в честь легендарного казахского суфия Караман-ата. Входит в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения.
Когда съезжаете с основной трассы на грунтовую дорогу, взору открывается невероятная картина – словно дорога, устремлённая в небо, так выглядит путь через степь, с постепенным подъёмом.
День был будничным, небо облачным, время близилось к обеду. Повезло - других посетителей, кроме нас, на тот момент, на территории не оказалось. Один лишь приятный пожилой мужчина, приглядывающий за порядком.
Некрополь состоит из стел, датируемых средневековьем, каменных надгробий, множество саганатамов и мавзолеев (II половина XIX в. – начало XX в.), построенных мастерами из рода Адай (мастера Омир Караулы и Назар Омирулы).
Интересно, что на камнях надгробий высечены предметы, говорящие о том, кем при жизни был человек, о его роде деятельности. Мы встретили изображения гребёнки и ножниц, ковров, обуви, но больше всего было надгробий с саблями или кинжалами, что, вероятно, свидетельствует о принадлежности погребённых к воинам.
Здесь же, на одной территории с некрополем, находится сама подземная мечеть. Она вырублена в пологом склоне небольшого холма мергелистой породы, возможно, здесь строители использовали естественную пещеру.
Подземная мечеть состоит из трёх основных помещений. Это коридор, молитвенный зал и круглое помещение, в котором, по преданию находится склеп Караман ата. Входное помещение ведет к главной галерее, где происходят религиозные ритуалы, читают молитвы. С внутренней части крыши (с потолка) галереи для обеспечения прочности полочной толщи оставлены два мергелистых целика и три колонны. Из-за неглубокого заложения все помещения памятника имеют низкую высоту стен. С внешней стороны крыши вырублено два световых проема, круглой формы.
Взято на сайте https://mangystau.inmap.kz/
По преданиям, на могиле Караман-ата было принято давать очистительную клятву. Караман-ата вошел в историю мангистауских казахов как место «Клятвоприношение у Караман-ата». Клятва, данная в этом месте, считалась священной и нерушимой.
Сохранились сведения середины XIX века «Предания адаевцев о святых, живших и умерших на Мангышлаке». В этих преданиях говорится о том, что Караман ата - является сыном Есен ата и внуком Шопан ата. Он во всем был похож на деда, творил много чудес, построил мечеть в одном дне пути от могилы Шопан ата. По другой легенде, Караман ата и Есен ата были детьми Шопан-ата и был подземный переход, соединяющий две мечети этих святых, но со временем этот проход завалило.
В легенде, сохранившейся в народе, говорится, что когда-то жили два брата – Акман и Караман. Они славились большим авторитетом среди народа и считались святыми. Но однажды они поссорились с Ходжа Ахмедом Яссауи. После ссоры братья увели своих соплеменников на запад, т.е. на Мангистау. Это одна из легенд о Караман ата и о том, как поселились на Мангышлаке огузы. Также среди жителей Мангистау ходит много рассказов и легенд о силе и могуществе Караман ата. Там, где Караман ата впервые стал на ноги, где начал распространять знания, там сейчас расположен одноименный некрополь, на котором именем Караман ата дают очистительную клятву. Эта земля разрешала спорные вопросы между народами и родами, когда неразрешимые споры между ними грозили превратиться в кровопролитие. Именно здесь прекращались междоусобные войны, и все получали удовлетворение. Поднятые друг против друга боевые топоры (найза) опускались вниз, готовые ринуться в бой обнаженные, жаждущие крови мечи вкладывались в ножны. Потухал огонь наветов и сплетен, лица виновных темнели, а перед безвинными людьми открывалась широкая дорога жизни. Однако никто не гордился своей победой, и не хвастал своим успехом. Только перед величием великого Кудрета (Всемогущего) преклоняли головы. Поэтому, не каждый решался прийти на могилу святого (аулие) и просить у него справедливости. Когда всеми уважаемый аксакал в растерянности опускал голову, когда к словам наделенного неограниченной властью бия, никто не прислушивался, и слова были выброшены на ветер, только тогда решались люди прийти сюда.
Говорят, поспорили однажды между собой туркмены и адайцы. Чтобы не доводить дело до кровопролития и покончить спор миром, пришли они на могилу Караман ата. В то время у казахов было принято спорить на единственного сына кого-нибудь из известнейших людей. Выбор пал на Кошана, единственного сына известного батыра Кожа-Назара. Для разрешения спора привлекли Бекет ата. Бекет ата посадил 9-летнего Кошана на черную лошадь, воткнул шило в седло и изрек:
- О, Караман ата, если неправы мы, накажи нас, если не прав черный, накажи черного. Тогда лошадь упала замертво, а шило само отлетело на несколько метров. Когда малыш стал падать вместе с лошадью, Бекет ата успел его подхватить.
- Бекет, ты взял сторону своих едино-кровников, мы с тобой не согласны,- зароптали туркмены.
- Тогда завтра в это же время встретимся в святом месте Шекепар (Шейх-Кубира),- сказал Бекет ата и тут же превратился в белого лебедя и взлетел в небо. Пораженные происшедшим на их глазах чудом, туркмены признали свою неправоту, попросили у аулие прощения. Так гласит легенда.
В интернете много историй и легенд об этом месте. Оно является важным пунктом для посещения религиозных паломников, отправившихся в путь по святым местам западного Казахстана. Приезжают и люди, страдающие всевозможными недугами, в надежде получить исцеление, и родные, просящие о здоровье близких.
Нам рассказали о ритуале, который можно провести самостоятельно, обратившись мыслями к высшим силам с просьбой о здоровье для себя и родных, и мы сделали это. Об этом таинстве без подробностей.
Там же нам рассказали, что помимо прочего, Караман-ата был покровителем путников, паломников, путешественников, давал благословение на счастливый путь, удачную дорогу и мы дружно вознесли ему свои молитвы с просьбой о благополучном нашем путешествии.
Спойлер: молитвы были услышаны и приключение у нас вышло просто замечательное, без каких-либо инцидентов, поломок и форс мажоров.
Здесь, недалеко от мечети (в шаговой доступности) не так давно был построен гостевой дом, где созданы условия для отдыха уставших путников.
Мужчина смотритель пригласил нас на чай, угощал сладостями, баурсаками и вареньем, мы тоже поделились с ним своими вкусняшками.
После трапезы дедушка прочёл молитву и каждому вручил по намоленному платку, объяснив, что если / когда будет беспокоить недуг, можно повязать или приложить платок к больному месту.
Очень душевная получилась встреча.
Если честно, мне казалось, что это сам Караман-ата был с нами в тот момент.
Посетить это место, с невероятно мощной энергетикой, в первую очередь – было прекрасной мыслью!
А дальше путь держим в сторону Ажурного каньона Ыбыктысай.....